Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Стародорожского райисполкома
Государственное учреждение образования
Пруская средняя школа Стародорожского района
Для воспитанников дошкольной группы и учащихся 3-4 классов была организована квест-игра "Юные пешеходы". Целью игры была профилактика безопасности детей на дорогах, предупреждение дорожно-транспортного травматизма. В конце игры ребята получили удостоверения настоящего пешехода.
свернутьРебёнок не всегда задаёт вопросы с целью получить познавательную информацию. Часто вопросы дошкольника выполняют функцию установления контакта. Например: «А можно с вами?», «Как тебя зовут?», «А что вы делаете?», Эти вопросы демонстрируют желание ребёнка взаимодействовать, контактировать, общаться. Такие вопросы называют контактоустанавливающими. Если ребёнок задаёт вопрос и действительно хочет получить новую информацию об окружающем мире, его событиях и явлениях, то такие вопросы называются познавательными. При этом оба вида вопросов важны для развития и социализации ребёнка. Познавательные вопросы демонстрируют любопытство, любознательность ребёнка.
Любознательность - центральный мотивационный компонент готовности дошкольника к обучению в школе. Если ребёнку не интересно узнавать новое, не хочется учиться, то в школе он не сможет быть успешным.
Предпосылки для развития детской любознательности возникают в среднем и старшем дошкольном возрасте, в это период ребёнок начинает задавать много вопросов. Что бы развить любознательность и тем самым обеспечить ребёнку успешную учёбу в школе, воспитатель должен терпеливо отвечать на детские вопросы, радоваться им поощрять познавательные интересы ребёнка.
Дети достаточно интенсивно начинают задавать вопросы (чаще всего вопрос «Что это?») уже в 3-4 летнем возрасте. Однако, если не проводить специальной развивающей работы, то вопросительные высказывания даже старших дошкольников будут стереотипными. Чаще всего используются вопросы, начинающиеся со слов «что?..», «как?», и «почему?», при этом ребёнок может предпочитать один - два из этих разновидностей вопросов и не применять «цепочки вопросов и не применять «цепочки вопросов», когда из одного вопроса следует другой.
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ С ДЕТЬМИ
Общепринятой концепции, как формировать вопросительные высказывания ребёнка в период дошкольного детства, в настоящий момент нет. Однако исследователи подчёркивают, что для решения задач познавательного развития необходимо формировать у дошкольников мотивацию к формулированию вопросов, освоению различных форм вопросительных высказываний. Предлагаем методические рекомендации, которые помогут организовать эту работу с детьми пошагово.
Сначала обеспечьте мотивацию детей к формулированию (постановке) вопросов.
Ребёнку важно знать, что умение задать вопрос - это социально ценное действие. Мотивировать детей можно на развивающих занятиях. На каждом развивающем занятии педагог делает вывод: «Если мы задаём вопросы и получаем на них ответы, мы получаем новые знания об окружающем мире. Поэтому интересоваться тем, что происходит вокруг, и задавать вопросы - это хорошо!»
Познакомьте детей с формами постановки вопросов, вопросительными словами.
При этом поясняйте назначение той или иной формы вопроса. Например: «Мы можем начать вопрос со слов «Кто?», когда хотим узнать про людей или животных, которые что то делают»
Как построить обучающую беседу с детьми?
Организуйте тренировку детей в самостоятельном формулировании (постановке) вопросов разных видов
Используйте для этой цели сюжетную картинку, либо тему, либо игру, понятную детям. Ребёнок должен учиться задавать вопросы в ситуации, когда он сам знает ответ на свой вопрос или догадывается о нём. То есть вначале ребёнок должен сформулировать утвердительное высказывание о чём то, а потом учиться формулировать вопросительное высказывание об этом. В предлагаемом ниже конспекте занятия дети тренируются задавать вопросы по сказке, из личного опыта, в игре «интервью».
Помогите детям освоить формы вопросительных местоимений
Опорная таблица для знакомства детей с вопросительными словами
Вопросительное слово |
Пояснительная фраза |
Мнемосимвол |
Образец вопроса |
Кто? |
«Мы можем начать вопрос со слова «Кто?», когда хотим узнать про людей или животных, которые что-то делают» |
Изображение человека или животного и знак вопроса |
Кто сегодня первый пришёл в группу? Кто из домашних животных любит молоко? Кто сидит рядом с Сашей? |
Что? |
«Мы можем начать вопрос со слова «Что?», когда хотим узнать что-то про предметы или события» |
Изображение стола или другого предмета и знак вопроса |
Что стоит у меня на столе? Что у меня в руках? Что несла Красная Шапочка бабушке? |
«Мы можем начать вопрос со слова «Что?», когда хотим узнать про то, кто что делает»
|
Что я сейчас делаю? Что вы сейчас делаете? |
||
Когда? |
«Мы можем начать вопрос со слова «Когда?», если хотим узнать про время, когда что-то происходит» |
Изображение часов и знак вопроса |
Когда вас приводят в детский сад? Когда у нас музыкальные занятия? Когда мы собираемся пойти на экскурсию? |
Где? |
«Мы можем начать вопрос со слова «Где?», если хотим узнать про место, в котором что-то находиться или происходит |
Изображение глобуса и знака вопроса |
Где лежат наши альбомы? Где храниться ваша одежда? Где живут лисы? Где живут рыбы? |
Как? |
«Мы можем начать вопрос со слова «Как?», если хотим узнать каким способом что-то можно сделать, каким образом что то действует, происходит или называется |
Изображение руки и знака вопроса |
Как нужно переходить дорогу? Как зовут нашего музыкального руководителя? |
Почему? |
«Мы можем начать вопрос со слова «Почему?», если хотим узнать о причинах чего-либо |
Изображение знака вопроса |
Почему вы ходите в детский сад? Почему наступает зима? |
свернуть
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Именно посещение дошкольниками школы помогает наиболее успешно начать им свое обучение и сделать более плавным и безболезненным переход в «новую жизнь». Лучше всего для дошкольника - настоящая экскурсия по школе, с возможностью посидеть за партой, нарисовать что-нибудь мелом на доске... В этот раз воспитанники дошкольной группы посетили школьную мастерскую, где познакомились с кабинетом и инструментами, с которыми им предстоит работать когда они перейдут в старшие классы.
свернуть
24 сентября 2021 года юные инспекторы дорожного движения провели в дошкольной группе развлечение «У краіне Правіл дарожнага руху». Сказочные лесные жители Лима и Медведь провели с детьми дошкольной группы игры «Найди и объясни», «Красный, желтый, зеленый», «Такси». Дети дошкольной группы разгадывали загадки о транспорте, повторили правила поведения на дорогах и в транспорте.
свернуть
В рамках Единого дня безопасности члены отряда "Юныя выратавальнікі" для воспитанников дошкольной группы провели театрализованное представление «Як ліса з агнём жартавала».
Сказочный герой познакомил детей со средствами пожаротушения, профессией пожарного. Ребята с удовольствием рассказывали правила пожарной безопасности.
свернуть
…Школа не должна вносить резкого перелома в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений.
В.А.Сухомлинский
Современные социокультурные условия требуют обеспечения непрерывности образования ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, потребностей семьи и общества. При этом необходимым условием непрерывности образования является преемственность, которая заключается в установлении единой линии развития личности на смежных уровнях образования.
За последние годы произошли достаточно значимые изменения в дошкольном и общем среднем образовании. На нормативном уровне изменения нашли отражение в Кодексе Республики Беларусь об образовании, Положении об учреждении дошкольного образования, учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, образовательных стандартах дошкольного образования.
Как правило, когда говорят о преемственности дошкольного и общего среднего образования, на первый план выходит проблема готовности детей к обучению в школе. Основная цель дошкольного образования – разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта. Однако можно замечать, когда часто эта цель заменяется достаточно узко понимаемыми задачами подготовки – научить читать, писать и считать.
Преемственность должна обеспечить «плавный» и максимально безболезненный переход ребенка на новый уровень образования, фактически в новую социальную среду. При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделит приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребёнка с учётом современной ситуации, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.
Задачи дошкольного звена можно сформулировать следующим образом:
Задачи начального школьного звена:
Содержательные компоненты преемственности:
Эмоциональный – учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности, как воспитанника, так и ученика в процессе обучения. Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики.
Деятельностный – обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.
Содержательный – правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-нравственное и личностное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Эстетическое развитие», установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.
Коммуникативный – учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения, с целью создания условий для социализации.
Педагогический – постановка в центр образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и общество, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.
свернуть