Преемственность дошкольного и 1-ой ступени общего среднего образования

Квест-игра "Юные пешеходы"

04.09.2023
развернуть

Для воспитанников дошкольной группы и учащихся 3-4 классов была организована квест-игра "Юные пешеходы". Целью игры была профилактика безопасности детей на дорогах, предупреждение дорожно-транспортного травматизма. В конце игры ребята получили удостоверения настоящего пешехода.

свернуть

УЧИМ ДЕТЕЙ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ

01.09.2023
развернуть

Ребёнок не всегда задаёт вопросы с целью получить познавательную информацию. Часто вопросы  дошкольника выполняют функцию установления контакта. Например:  «А можно с вами?»,  «Как тебя зовут?»,  «А что вы делаете?»,  Эти вопросы демонстрируют желание ребёнка взаимодействовать,  контактировать, общаться. Такие вопросы называют контактоустанавливающими. Если ребёнок задаёт вопрос и действительно хочет получить новую информацию об окружающем мире, его событиях и явлениях, то такие вопросы называются познавательными. При этом оба вида вопросов важны для развития и социализации  ребёнка.  Познавательные вопросы демонстрируют любопытство, любознательность ребёнка.

            Любознательность - центральный мотивационный компонент готовности дошкольника к обучению в школе. Если ребёнку не интересно узнавать новое, не хочется учиться, то в школе он не сможет быть успешным.

            Предпосылки  для развития детской любознательности возникают в среднем и старшем дошкольном возрасте, в это период ребёнок начинает задавать много вопросов. Что бы развить любознательность и тем самым обеспечить ребёнку успешную учёбу в школе, воспитатель должен терпеливо отвечать на детские вопросы, радоваться им поощрять познавательные интересы ребёнка.

             Дети достаточно интенсивно  начинают задавать вопросы (чаще всего вопрос «Что это?») уже в 3-4 летнем возрасте. Однако, если не проводить специальной развивающей работы, то вопросительные высказывания даже старших дошкольников будут стереотипными. Чаще всего  используются вопросы, начинающиеся со слов «что?..», «как?», и «почему?», при этом ребёнок может предпочитать один - два из этих разновидностей вопросов и не применять «цепочки вопросов и не применять «цепочки вопросов», когда из одного вопроса следует другой.

 

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ С ДЕТЬМИ

 

            Общепринятой концепции, как формировать вопросительные высказывания ребёнка в период дошкольного детства, в настоящий момент нет. Однако исследователи подчёркивают, что для решения задач познавательного развития необходимо формировать у дошкольников мотивацию к формулированию вопросов, освоению различных форм  вопросительных высказываний. Предлагаем методические рекомендации, которые  помогут  организовать эту работу с детьми пошагово.

            Сначала обеспечьте мотивацию детей к формулированию (постановке) вопросов.

Ребёнку  важно знать, что умение задать вопрос - это социально ценное действие. Мотивировать детей можно на развивающих занятиях. На каждом развивающем занятии педагог делает вывод: «Если мы задаём вопросы и получаем на них ответы, мы получаем новые знания об окружающем мире. Поэтому  интересоваться тем, что происходит  вокруг, и задавать вопросы - это хорошо!»

            Познакомьте детей с формами постановки вопросов, вопросительными словами.

При этом поясняйте назначение той или иной формы вопроса. Например: «Мы можем начать вопрос со слов «Кто?», когда хотим узнать про людей или животных, которые что то делают»

            Как построить обучающую беседу с детьми?

  • Предложите детям рассмотреть серию картинок
  • задайте вопросы по картинкам, выслушайте ответы детей
  • Вызовите желающего или выберите кого то из воспитанников и попросите рассказать историю по картинкам
  • Предложите детям сходную серию картинок для самостоятельной тренировки. Разделите детей на две группы, первой группе дайте задание задавать вопросы, а второй - отвечать на них
  • Вызовите желающего или выберите кого-то из воспитанников и попросите рассказать историю по этой новой серии картинок

 

Организуйте тренировку детей в самостоятельном формулировании (постановке) вопросов разных видов

            Используйте для этой цели сюжетную картинку, либо тему, либо игру, понятную детям. Ребёнок должен учиться задавать вопросы в ситуации, когда он сам знает ответ на свой вопрос или догадывается о нём. То есть вначале ребёнок должен сформулировать утвердительное высказывание о чём то, а потом учиться формулировать вопросительное высказывание об этом. В предлагаемом ниже конспекте занятия дети тренируются задавать вопросы по сказке, из личного опыта, в игре «интервью».

 

Помогите детям освоить формы вопросительных местоимений

 

 

 

Опорная таблица для знакомства детей с вопросительными словами

 

Вопросительное слово

Пояснительная фраза

Мнемосимвол

Образец вопроса

Кто?

«Мы можем начать вопрос со слова «Кто?», когда хотим узнать про людей или животных, которые что-то делают»

Изображение человека или животного и знак вопроса

Кто сегодня первый пришёл в группу?

Кто из домашних животных любит молоко?

Кто сидит рядом с Сашей?

Что?

«Мы можем начать вопрос со слова «Что?», когда хотим узнать что-то про предметы или события»

Изображение стола или другого предмета и знак вопроса

Что стоит у меня на столе?

Что у меня в руках?

Что несла Красная Шапочка бабушке?

«Мы можем начать вопрос со слова «Что?», когда хотим узнать про то, кто что делает»

 

Что я сейчас делаю?

Что вы сейчас делаете?

Когда?

«Мы можем начать вопрос со слова «Когда?», если хотим узнать про время, когда что-то происходит»

Изображение часов и знак вопроса

Когда вас приводят в детский сад?

Когда у нас музыкальные занятия? Когда мы собираемся пойти на экскурсию?

Где?

«Мы можем начать вопрос со слова «Где?», если хотим узнать про место, в котором что-то находиться или  происходит

Изображение глобуса и знака вопроса

Где лежат наши альбомы?

Где храниться ваша одежда?

Где живут лисы?

Где живут рыбы?

Как?

«Мы можем начать вопрос со слова «Как?», если хотим узнать каким способом что-то можно сделать, каким образом что то действует, происходит или называется

Изображение руки и знака вопроса

Как нужно переходить дорогу?

Как зовут нашего музыкального руководителя?

Почему?

«Мы можем начать вопрос со слова «Почему?», если хотим узнать о причинах чего-либо

Изображение знака вопроса

Почему вы ходите в детский сад?

Почему наступает зима?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Маленькие помощники

03.10.2023
развернуть

Экскурсия в школьную мастерскую

03.10.2023
развернуть

    Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Именно посещение дошкольниками школы помогает наиболее успешно начать им свое обучение и сделать более плавным и безболезненным переход в «новую жизнь». Лучше всего для дошкольника - настоящая экскурсия по школе, с возможностью посидеть за партой, нарисовать что-нибудь мелом на доске... В этот раз воспитанники дошкольной группы посетили школьную мастерскую, где познакомились с кабинетом и  инструментами, с которыми им предстоит работать когда они перейдут в старшие классы.

 

свернуть

Инспекторы дорожного движения провели в дошкольной группе развлечение «Добрая дорога»

13.09.2022
развернуть

24 сентября 2021 года юные инспекторы дорожного движения провели в дошкольной группе развлечение «У краіне Правіл дарожнага руху». Сказочные лесные жители Лима и Медведь провели с детьми дошкольной группы игры «Найди и объясни», «Красный, желтый, зеленый», «Такси». Дети дошкольной группы  разгадывали загадки о транспорте, повторили правила поведения на дорогах и в транспорте.

 

свернуть

«Як ліса з агнём жартавала»

17.09.2021
развернуть

    В рамках Единого дня безопасности члены отряда "Юныя выратавальнікі" для воспитанников дошкольной группы провели театрализованное представление «Як ліса з агнём жартавала».

  Сказочный герой познакомил детей со средствами пожаротушения, профессией пожарного. Ребята с удовольствием рассказывали правила пожарной безопасности.

 

свернуть

Преемственность дошкольного и 1-ой ступени общего среднего образования

развернуть

…Школа не должна вносить резкого перелома в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений.

В.А.Сухомлинский

Современные социокультурные условия требуют обеспечения непрерывности образования ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, потребностей семьи и общества. При этом необходимым условием непрерывности образования является преемственность, которая заключается в установлении единой линии развития личности на смежных уровнях образования.

За последние годы произошли достаточно значимые изменения в дошкольном и общем среднем образовании. На нормативном уровне изменения нашли отражение в Кодексе Республики Беларусь об образовании, Положении об учреждении дошкольного образования, учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, образовательных стандартах дошкольного образования.

Как правило, когда говорят о преемственности дошкольного и общего среднего образования, на первый план выходит проблема готовности детей к обучению в школе. Основная цель дошкольного образования – разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта. Однако можно замечать, когда часто эта цель заменяется достаточно узко понимаемыми задачами подготовки – научить читать, писать и считать.

Преемственность должна обеспечить «плавный» и максимально безболезненный переход ребенка на новый уровень образования, фактически в новую социальную среду. При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделит приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребёнка с учётом современной ситуации, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.

Задачи дошкольного звена можно сформулировать следующим образом:

  • приобщать детей к здоровому образу жизни;
  • обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребёнка, создавать условия для разнообразной деятельности;
  • развивать инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению, компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе;
  • включать детей в различные формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • формировать знания об окружающем мире;
  • стимулировать познавательную и игровую активность детей в разных видах деятельности.

Задачи начального школьного звена:

  • формировать осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регулирование своего поведения в соответствии с ним;
  • развивать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром;
  • формировать желание и умение учиться, готовность к образованию в школе и самообразованию;
  • развивать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

Содержательные компоненты преемственности:

Эмоциональный – учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности, как воспитанника, так и ученика в процессе обучения.  Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики.

Деятельностный – обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.

Содержательный – правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-нравственное и личностное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Эстетическое развитие», установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.

Коммуникативный – учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения, с целью создания условий для социализации.

Педагогический – постановка в центр образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и общество, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.

свернуть